Вена – аристократка старой Европы, сохранившая изысканные манеры до наших дней, любовь с первого взгляда и навсегда. Мое знакомство с этим умиротворенным городом случилось много лет назад, в феврале. Я запомнила этот момент на всю жизнь. Приехав в сапогах из Киева с серым снегом под ногами и сугробами на обочинах, мой взгляд то и дело совершал «стоп-кадр» на неспешно прогуливающихся дамах в элегантных туфлях и норковых манто, при том, что температурой и погодой наши города особо на тот момент не отличались. Вернее, в Вене было холоднее. Для меня Она прекрасна в любой сезон.






Музей прикладного искусства (Osterreichisches Museum fur angewandte Kunst – MAK) – один из самых необычных и редких музеев в мире. Здесь стираются временные рамки, а миром правит Дизайн. Это ощущается как в предметах коллекции, так и в экстерьере всего музея. Идея его создания возникла у мецената Р. Айтельбергера после посещения музея Альберта и Виктории в Лондоне. Планы Айтельбергера осуществились в 1872 году. Музей был построен по проекту Ферстеля – создателя знаменитого кафе Централь.






Над оформлением выставочных залов работали дизайнеры со всего мира. При музее организовали школу прикладного искусства, учениками которой были Кокошка и Густав Климт. Музей, несомненно, очень интересный и неординарный. Например, в нем представлена мебель из гибкой древесины фабрики «Тонет», стулья которой до сих пор любят использовать венские кафе. И, конечно же, Густав Климт и его 8 полотен для дома в Брюсселе.






В Вене, в прошлом году, появился новый музей современного искусства, да еще с каким названием – Альбертина Модерн! Музей делает акцент на творчестве известных австрийских и зарубежных художников XX века и вплоть до наших дней.



Мы попали на выставку «Эгон Шиле и его наследие». Эгон Шиле – один из самых известных художников Австрии, веривший в бессмертие души, но боявшийся смерти. Его наставником был Густав Климт. Умер рано, в 28 лет от гриппа «испанка», оставив после себя около 300 картин и пару тысяч рисунков.






Несколько залов отведены под экспозицию искусства 80-х годов прошлого века. Много интересного, особенно привлекла внимание картина в стиле гиперреализма, на которой изображена шведская проститутка Ирен. Картина выполнена акрилом.






У меня есть несколько любимых художников, на выставки которых я готова лететь куда угодно. Один из них – Модильяни. В этот раз его работы представляла Альбертина. Экспозиция нереальной красоты, практически вся состояла из портретов. Самобытный стиль Модильяни невозможно уложить ни в одно направление в живописи. В 1907-м Модильяни снимал жильё у доктора Поля Александра, который был покровителем молодого художника, покупал его работы и устраивал выставки. С его лёгкой руки работы Амадео были представлены в Салоне Независимых. Основной мотив творчества художника – человек!






Особое впечатление произвела огромная выставка американской фотографии. В ней – реальная жизнь Америки, знакомой и совершенно новой для меня.



Перед Альбертиной мы заглянули в очень уютное старинное кафе, расположенное в сени осенних деревьев, напротив музея. Стиль оформления – старый Тироль. И волшебный тапфен-штрудель.





Собор Святого Стефана – главная достопримечательность Вены, символ Австрии, национальное достояние и один из самых известных памятников средневековой европейской архитектуры. В этом году, накануне пасхального богослужения, на южной башне собора появилась светящаяся лестница – инсталляция художницы Билли Таннер. С просьбой украсить собор к художнице обратился священник Тони Фабер. Он говорит: “Несмотря на все происходящее, мы храним надежду. Несмотря ни на что, мы готовы поддержать друг друга. Несмотря на скорбь, мы должны сами быть лучом надежды и дарить надежду окружающим”. По словам автора инсталляция, связь между небом и землей знаменует собой упования людей во времена пандемии. Смысловое наполнение инсталляции несет не веселое содержание, но смотрится сказочно! Лестница берет начало внутри собора и продолжается на крыше, убегая в небо. Волшебство!






Из ресторанов, о которых я еще не рассказывала, мы посетили атмосферный Restaurant Meissl & Schadn. Сразу скажу, столик нужно бронировать очень заранее. Ресторан с открытой кухней, где Венские шницеля готовят перед видовым окном и за процессом можно наблюдать с улицы, в прямом смысле, затаив дыхание. Меню небольшое, сконцентрированное на шницеле и аккомпанементам к нему. Но меня больше всего впечатлил не кусок мяса, хотя он был безупречен, а игристое, которое производит семья, владеющая рестораном. Уверена, его аромат, букет и легкость восприятия дают полноценное право конкурировать с лучшим шампанским Шампани. А этикетка – произведение искусства!






В прочем, многое осталось в Вене неизменным для нас. Лучший тафельшпиц – в Плахуте, с идеально белыми скатертями и добродушными официантами.






Самые любимые завтраки – в кафе Schwarzenberg. Идеальней яйца пашот сложно найти.




Бокал нежного Мускатель – в Cafe Museum, за ощущением вечерней респектабельности – в Landtman.






И в завершении – осенние зарисовки Вены.












Пока писала эту статью и пересматривала фотографии, снова нестерпимо захотелось вернуться в этот сказочный город с голубым прибоем Дуная.
