
Красота – это то, чем пропитан майский воздух Стамбула, огненные закаты, обнимающие город после грозы, непревзойдённый колорит конца 19 века, царящий в атмосфере Pera Palace Hotel, многоликость Босфора, изменяющего свой облик тысячи раз на день. Красота – это то, что мгновенно и навсегда врезается в память и остаётся там у каждого, кто однажды приезжает в Стамбул.

Как большой поклонник творчества Агаты Кристи, почитав ее автобиографию я решила, что хочу снова в Стамбул с остановкой непременно в историческом легендарном отеле Pera Palace, где жила и творила Королева детектива, занимая постоянно номер 411. Отель как destination! Этот визит привнёс неповторимый колорит ушедшей эпохи моим спонтанным майским каникулам.
Гостиница открыла свои двери в 1895 году специально для путешественников, выбравших Восточный Экспресс, который соединял Европу с Азией. Отель пережил бурю исторических событий, через которые Стамбул и вся Турция вышли из 19-го и прошли весь 20 век. Для Кемаля Ататюрка, отца нации, Пера Палас стал вторым домом. Номер 101 пожизненно отведен под музей, где выставлены личные вещи, принадлежавшие первому президенту Турецкой Республики. Так вышло, что наше пребывание в Стамбуле совпало с днем памяти Ататюрка. Символично, в этот день мы посетили небольшой номер-музей, где он жил.
Сегодня Pera Palace относится к группе Jumeirah и занимает почетное 3 место среди 23-х литературных отелей мира. В 2014 году он отметил восьмидесятилетие романа «Убийство в Восточном Экспрессе». И я считаю, что этот отель – полноправная достопримечательность Стамбула, в которой ещё и можно жить. В Пера Палас Джумира представлено 115 номеров, 16 из которых суиты. Отель не имел бы своей феноменальной ауры, если б не многочисленные исторические личности, гостившие здесь в разные времена. Здесь есть суит Агаты Кристи, где она писала уже неоднократно упомянутый роман, суит Хемингуэйя, два президентских суита, в которых останавливались австрийский Франц Йосиф и английский Эдуард восьмой, тот самый, который ради любви отрёкся от престола. Есть так же сюит Хичкока, где звучит музыка из его кинофильмов, номера Мата Хари и Жаклин Онассис-Кенеди. Сара Бернар, Гретта Гарбо, Лев Троцкий, Александр Вертинский, Гремит Грин и многие другие известные личности в своё время были постоялицами отеля. «Я сошел с парохода. В Константинополь. В эмиграцию. Поселились мы не более и не менее как в самом фешенебельном отеле Константинополя «Пера Палас», – вспоминал Александр Вертинский. – Разутюжили наши российские «кустюмчики» – знаменитый актерский «гардеробчик»… и вышли на улицу. На Гранд-рю-де-Пера»… Многие номера в Pera Palace Hotel Jumeirah до сих пор именные.
Пера – историческое название района (сегодня – Бейоглу), растекшегося в европейской части Стамбула с видом на бухту Золотой Рог. Район застраивался богатыми европейцами восхитительными зданиями в стилях модерна, ар-нуво и неоклассицизма. И конечно, именно здесь, в 1892 году, архитектором Александром Валори был возведён самый роскошный на тот период отель Турции – “Пера Палас”, исключительно для знати, прибывающей в Стамбул на поезде “Восточный Экспресс”. В гостинице сразу был установлен электрический лифт фирмы “Шиндлер”. В то время он был вторым электрическим лифтом в Европе после его «старшего брата» на Эйфелевой башне в Париже. Лифт до сих пор работает.
Богатая история в Pera Palace Hotel прослеживается во всем: в декоре (автор обновленного интерьера – прославленная Анушка Хемпель), в аристократических манерах служащих, в названиях залов и ресторанов. Например, в честь Агаты Кристи назван ресторан отеля, где нам накрывали завтрак – Agatha. Orient Bar & Terrace – популярное место встречи константинопольского, простите, стамбульского общества. Так же здесь можно отобедать. Повар очень достойно готовит блюда турецкой, французской и итальянской кухни, словно следуя маршрутом Orient Express. Из вин нам очень понравилось турецкое Шардоне 2018 Kayra Vintage Barrel Fermented (Chardonnay Sur Lie).
Отель оставил восхитительное послевкусие. Покинув его, у меня было ощущение, что я жила в гостинице с использованием машины времени. За окном раскинулся шумный, старый Стамбул, где-то по этажу прохаживался, напевая, Александр Вертинский, в баре только что бокал за бокалом выпивал Хэмингуэй, а в номере 411 Агата Кристи торопливо выводила: “Эркюль Пуаро заказал номер с ванной. Потом подошел к конторке и спросил швейцара, нет ли для него писем. Его ждали три письма и телеграмма. Увидев телеграмму, он удивленно вскинул брови. Вот уж чего никак не ожидал. Как обычно, неторопливо и аккуратно, Пуаро развернул бланк. Четко напечатанный текст гласил: «Неожиданно возникли осложнения, предсказанные Вами в деле Касснера, просим возвратиться».
Мне это очень нравится. Все мои сотрудники в landioustravel.com как посетить место, слишком
LikeLike
Спасибо! Я готовилась к поездке в этот отель, много читала про историю и главное про его знаменитых постояльцев;)
LikeLiked by 1 person